Показать сообщение отдельно
Старый 29.03.2009, 14:44   #5
Alexander
Administrator
 
Аватар для Alexander
 
Регистрация: 15.03.2009
Адрес: Москва
Возраст: 65
Сообщений: 614
Записей в дневнике: 6
Alexander на пути к лучшему
По умолчанию

Современный Краснодарский край возник относительно недавно - в 1937 г., после ликвидации окружной системы административного деления. Он объединил земли просуществовавших до 1924 г. Кубанской области и Черноморской губернии.
Западный Кавказ на протяжении столетий был границей между христианской, оседлой цивилизацией (византийцы, греки, Тмутараканское княжество, генуэзцы) и исламской, преимущественно кочевой (степные тюркские народы и коренные кавказские горские этносы, культура которых сочетала в себе разные элементы). В XVI–XVIII вв. здесь сталкиваются интересы Турции и ее вассала, Крымского ханства, с постепенно набиравшей силу Россией, которая со второй половины XVIII в. перешла к поэтапной колонизации территории.
Первыми в конце XVIII века на Кубань пришли казаки. Донское казачество участвовало в создании Азово-Моздокской кордонной линии, Черноморские (бывшие запорожские) казаки переселились на правобережье Кубани, заложив к северу от Кубанской линии сорок станиц, составляющих основу современной системы сельского расселения. Кроме того, в XVIII–XX вв. в результате миграций возникли ареалы расселения армян (окрестности Армавира, позднее - территория Большого Сочи) и греков (приморские районы от Темрюка до Туапсе), немцев. Их переселение стало возможным еще и потому, что несколько десятков тысяч адыгов и ногайцев покинули центральные и причерноморские районы края после завершения Кавказской войны.
В ХIХ веке приток мигрантов сдерживался отсутствием дорог, особенно при заселении земель Черноморского округа, а также неоднозначным отношением казачества к выходцам из других губерний. Только в 1868 г. было принято положение, разрешавшее лицам других сословий селиться и приобретать недвижимость на землях казачьих войск. Кавказская война задержала развитие в крае транспортной инфраструктуры: прокладка сети основных железных дорог началась лишь в последней четверти XIX в. и завершилась в 1942 г. с вводом участка Адлер-Сухуми Транскавказской дороги. Железнодорожные ветки, проложенные к побережью, способствовали развитию портов Новороссийск и Туапсе. В начале XX в. на побережье закладываются основы курортного комплекса, сначала он выполнял функции реабилитации раненых солдат и офицеров и лишь позднее стал массовым. Развитие промышленности долгое время концентрировалось в региональном центре, кроме того, разрабатывались небольшие нефтяные месторождения.
В период гражданской войны юг России оказался зоной активных военных действий, затем последовали процессы расказачивания (выселения казаков) и раскулачивания в годы коллективизации. "Размывание" казачества продолжилась в послевоенный период в результате интенсивного миграционного притока. Тем не менее, особый уклад жизни казаков отчасти сохранился, особенно в сельской местности правобережья Кубани.
В советский период в экономике края ведущей отраслью оставался агропромышленный комплекс, получили развитие отдельные виды машиностроения и химической промышленности, а на Черноморском побережье – морской транспорт и курорты.
Расселение. Краснодарский край – крупнейший по численности населения регион России после Москвы и Московской области, в нем проживает более 5 млн. чел. Край отличается более поздней и медленной урбанизацией, во многом из-за благоприятных агроклиматических условий. Городское население сравнялось по численности с сельским только во второй половине 1970-х гг., а в 2006 г. его доля почти не изменилась (52,6%). Краевой центр Краснодар (бывший Екатеринодар - столица Кубанского казачьего войска) относительно невелик, в нем живет менее 800 тыс. чел. (15% населения края). Центром Черноморской зоны является г. Сочи с населением 400 тыс. чел., при этом агломерация Большого Сочи протянулась от границы с Абхазией (Адлер) почти до г. Туапсе. Всего в четырех больших городах края проживает менее трети населения, что подтверждает низкий уровень урбанизированности.
Большинство городов выросли из бывших станиц, различия между городскими и сельскими поселениями стерты, ряд сельских поселений сопоставимы по размерам с небольшими городами. Раньше других городами стали порты черноморского и азовского побережья, позднее расширившие свои функции за счет развития курортного дела. Большинство городов внутренней части края стали получили свой статус в советский период, благодаря развитию промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, и удобному транспортному положению. Значительный рост городов края в 1989–2002 гг. был связан с интенсивным миграционным притоком. В последние годы, по данным официальной статистики, городское население сокращается, в том числе и в краевом центре Положительную динамику сохраняют только отдельные города и районы, в основном приморские или прилегающие к Краснодару.

источник
Alexander вне форума   Ответить с цитированием